Учиться играючи: стоит ли превращать традиционную школу в игровую комнату
Какой должна быть учеба в школе, чтобы она была максимально полезной и интересной для детей, а полученные навыки соответствовали запросам работодателей? Как надо организовать современное образовательное пространство? Влияет ли неравенство на успешность и выбор профессии? Эксперты Вышки и других исследовательских центров обсудили внешкольные игровые формы обучения и проблемы их внедрения в школьное образование.
Институт образования ВШЭ провел семинар «Образование теперь игра, или почему школа теряет монополию», посвященный новым методикам обучения. Приглашенный профессор Института образования НИУ ВШЭ, глобальный директор по вопросам образования в образовательно-развлекательной компании KidZania Гер Граус рассказал, что ключевым принципом ее работы можно назвать «Обучение через развлечение».
Он уверен: новые методы учебы должны вдохновлять детей и давать им новые возможности. В школе детей учат содержательным знаниям по предметам, но обучение часто превращается в натаскивание. Учителей обучают преподавать определенные предметы, педагогов и школы оценивают по результатам экзаменов, поэтому можно говорить о школе, не сказав слова «ребенок». То, что было хорошо во время промышленной революции, сейчас устарело, и дети часто ходят в школу без желания, по необходимости.
Когда дети познают мир на своем опыте, они учатся лучше, получают иной мотив, который ведет их в школу. Гер Граус рассказал, что для юноши или девушки 16-17 лет работодатели называли важнейшими качествами, влияющими на прием на работу, хорошую устную и письменную коммуникацию, адаптивность и готовность сочувствовать. Никто не указал математику или английский язык. Это, полагает эксперт, отражает несоответствие требований рынка труда тому, чему учат в школе. Пандемия подчеркнула накопившиеся противоречия.
По мнению Гера Грауса, взрослым следует понять, что детям необходимо использовать школьные знания для реальной жизни, но, с другой стороны, им нужны ролевые модели. Взрослым также надо научиться думать о детях, как об отдельных личностях, когда они говорят о национальных программах, государственных экзаменах и занимаются исследованиями.
Образование будет успешным, когда ребенок станет познавать мир, получать опыт переживания и сопереживания. Только тогда его стремления и амбиции окажутся более реалистичными и более высокими
В центрах KidZania изучают примерно 600 000 детей, смотрят, какую первую профессию они выбирают, потом детально исследуют их социальную и национальную принадлежность. Один из выводов исследования – школьники выбирают профессии, исходя из своего опыта, и не выберут специальности, о которых не знают. Дети из бедных семей редко хотят стать хирургами, дикторами на телевидении или летчиками, они предпочитают работу продавца в супермаркете. И это очень важно. Педагогу важно связывать свои уроки с опытом, который они получают в мире, учить детей сопереживанию, ходить с ними в музеи, галереи и др. Это нужно, чтобы воспитать уверенность, творческие способности, любознательность, которая позволит им успешно получать образование. Если частные учреждения решили заняться образованием, им важно определить, делают ли они это для ребенка или для быстрого заработка, последнее неправильно.
Гер Граус подчеркнул, что образование должно быть полезным самим ученикам, необходимо давать им опыт деятельности и познания за рамками школы. «Я хочу, чтобы наши дети не пугались новых проблем, не позволяли себя застать врасплох неожиданностям. Просвещенный рассудок не позволит человеку опуститься снова во тьму. Мы не можем отдаляться от дороги образования наших детей и искать простых путей. Это сложный путь, но мы должны его проделать», – резюмировал он.
Директор Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета Елена Казакова поддержала Гера Грауса. Она сообщила, что недавние исследования показали: если ребенок начинает образование через увлечения, то проявляет больше интереса к учебе, начинает активно строить собственное образовательное пространство и более ответственно ведет себя в академической сфере. Исследование игры, созданной партнерами института, и остаточных знаний по отдельным дисциплинам показало, что игра дает результат, сопоставимый с классическим образованием по многим предметам. Когда детям задали вопрос, как они хотели бы изучать тему – в игровом пространстве или классически – почти 100% сказали, что предпочтут игру.
Елена Казакова поддержала организацию открытого образовательного пространства, которое может дать новые более эффективные образовательные решения. Она также отметила, что педагогическое сообщество должно обратить внимание на стереотипы родителей, уверенных в качестве скучного и традиционного образования и неэффективности новых методов, интересных детям. «У нас нет готовности учителей к открытому миру», – посетовала она. Тем не менее, по ее мнению, нельзя не замечать начавшегося поворота в образовании.
Профессор Школы образования Индианского университета в Блумингтоне Роберт Кунзман отметил, что опыт не всегда имеет образовательную ценность, но способствует развитию. Поэтому изучение центров, похожих на KidZania, очень важно. Необходимо обсудить содержание и форму образования и то, как учителя могут способствовать активизации познания, связывать опыт с образовательными перспективами. Именно такие связи будут способствовать развитию каждого ученика.
Гений учителя в понимании, что нужно ребенку, и способности помочь каждому школьнику открыть двери к новому опыту и формам образования
Но есть вопрос – что дальше, после KidZania? В 14 лет и старше подростки хотят не играть в ролевые игры, а реально действовать, говорит Роберт Кунзман. Проблема подросткового возраста в вопросах: «кто я такой?», «как я соотношусь с миром?» и «как я могу войти в этот мир?». Часто они ищут деструктивные ответы на эти вопросы. Задача системы образования – помочь молодым людям получить опыт существования в мире. По словам эксперта, хорошие результаты дает работа старшеклассников с младшими школьниками. Старшие школьники помогают малышам учиться и создавать связи между навыками, которые они приобрели и которыми им еще придется овладеть.
Директор Центра общего и дополнительного образования им. Пинского Института образования ВШЭ Сергей Косарецкий подчеркнул важность развивающего пространства и развития образовательных экосистем. По его мнению, важно встраивать городские пространства в образование, обсуждать внешкольные варианты образования, связанные с игрой и экспериментами. Следует также позволить детям взаимодействовать друг с другом и с учителями, используя игровые технологии.
Послековидное восстановление образования и занятий в школе не должно означать полного возврата в рамки традиционных занятий, следует дать ученикам почувствовать то, чего они были лишены в период пандемии, в том числе практик KidZania и других внешкольных занятий. Кроме того, важно перенести их в цифровое пространство. Пока, по мнению Сергея Косарецкого, у нас мало онлайн-курсов, поддерживающих игру, вовлеченность, креативность.
Он отметил, что образование не существует вне культурного и социального контекстов. Точка зрения Гера Граусса опирается на переход от ценностей выживания к ценностям самовыражения. Но в России пока доминируют первые ценности, и в нашей стране есть риск роста неравенства в образовании. При этом, есть социальные группы, преимущественно с высоким уровнем достатка, у которых достаточно ресурсов для вовлеченности в образование. Они приходят с детьми в музеи и выставки, приводят их в развивающие, образовательные центры. Нужны инициативы, способные снизить барьеры, чтобы вовлечь детей из депривированных семей во внешкольное образование.
Гер Граусс согласился, что существует неравенство в доступе к новому внешкольному образованию и обратил внимание, что в центр KidZania в индийском Мумбае приглашали детей из трущоб, их было мало, но это важно. Нужно способствовать увеличению доступа бедных детей в центры, сделать его по-настоящему массовым. Он также подчеркнул, что новые игровые формы образования должны не отрицать, а дополнять традиционные, и привел пример, как дети, выпуская газету, осознали важность навыков письма и грамотности, полученных в школе.
Научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании Института образования ВШЭ Виктор Болотов подчеркнул важность обсуждения поднятой темы. Он считает, что прозвучавшие на семинаре предложения можно использовать для выработки новых подходов к модернизации педагогического образования.