Команда стратпроекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» ВШЭ выиграла грант РНФ
Ученые Вышки получат средства Российского научного фонда на изучение таких форм занятости студентов, как фриланс, самозанятость и предпринимательство, которые активно развиваются в последние годы. Исследование даст представление о новых возможностях и вызовах, с которыми сталкиваются студенты и молодые специалисты на рынке труда, и поможет разработать эффективные стратегии для их успешной адаптации и развития.
Меняющийся мир и рынок труда требуют от начинающих специалистов таких навыков, как способность действовать без четких инструкций и шаблонов, а также быть самостоятельными в принятии решений. Такие компетенции объединяются под термином «агентность» (от англ. agency) или «самостоятельность» («проактивность», «инициативность», «предприимчивость» и др.) и широко изучаются как в России, так и за рубежом.
Повышенное внимание к данной проблематике определяется изменениями в экономике и обществе, которые в социологии было предложено называть деструктурацией. На рынке труда она проявляется в том, что в дополнение к привычной традиционной корпоративной занятости, связанной с устойчивыми структурами, все большую популярность и массовость приобретают альтернативные формы — платформенная занятость, фриланс, предпринимательство и т.д. Кроме того, в организациях также все более востребованным становится так называемое корпоративное предпринимательство.
Проблема в том, что у ученых и практиков нет единого мнения о том, что должен уметь человек, чтобы быть успешным в новых условиях занятости, и как развивать эти умения, включая агентность.

Для ответа на эти вызовы исследователи НИУ ВШЭ в рамках стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» (реализуется по программе «Приоритет 2030») изучат траектории студентов и выпускников высших учебных заведений в новых социальных и экономических условиях, оценят роль образования в формировании и поддержке нетрадиционных способов заработка, а также рассмотрят характеристики, способствующие продуктивным формам агентности.
С помощью качественного и количественного анализа на выборке разных университетов и с помощью анкетирования студентов и выпускников вузов исследователи НИУ ВШЭ планируют собрать данные для ответов на вопросы: «Как изменился рынок труда после кризисов 2020 и 2022–2023 годов в России?», «Что влияет на выбор нетрадиционного формата работы выпускников и студентов?» и «Какое влияние оказывает высшее образование на агентность людей?».
«Исследование нетрадиционных форм занятости среди студентов имеет большое значение в современном обществе, где технологии, и прежде всего цифровизация, меняют традиционные модели бизнес-процессов. Результаты этого исследования могут пролить свет на новые возможности и вызовы, с которыми сталкиваются студенты и молодые специалисты, и помочь разработать эффективные стратегии для их успешной адаптации и развития. Я уверен, что это исследование принесет ценные теоретические и практические результаты», — поясняет Павел Сорокин, заведующий Лабораторией исследований человеческого потенциала и образования Института образования НИУ ВШЭ, руководитель этого научного проекта.
Юлия Корешникова
Юлия Корешникова, административный руководитель стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире», поясняет, что ученые поставили перед собой ряд задач, в частности проверку теоретических моделей для описания трудовых путей студентов, определение наиболее распространенных видов нетрадиционной занятости и оценку самых важных компетенций во фрилансе, самозанятости и предпринимательстве для начинающих специалистов. Вторая группа задач связана с определением роли высшего образования в формировании востребованных новой реальностью навыков, и их цель — определить, какие организационные и педагогические условия для подготовки студентов в высших учебных заведениях необходимо создать.
«В итоге наш проект поможет систематизировать знания о нетрадиционных форматах занятости и запросах работодателей, наемных сотрудников и будущих бизнесменов к высшему образованию, а также определить, как вузы могут ответить на этот вызов», — отметила Юлия Корешникова.
В исследовательскую группу, которую возглавляет Павел Сорокин, входят: Вера Мальцева, Юлия Корешникова, Наталия Ширкова, Александр Тимофеев, Дарья Павлюк, Тимофей Редько и Юлия Вятская.
Павел Сорокин
Получение субсидии от Российского научного фонда для исследования нетрадиционных форм занятости среди студентов в НИУ ВШЭ является значимым фактором в развитии исследований вопросов агентности — как внутри нашего университета, так и для российской науки в целом. Для НИУ ВШЭ это подтверждение высокого уровня научной деятельности и признание вклада университета в развитие одного из наиболее перспективных направлений социальных исследований. Получение гранта открывает новые возможности для привлечения талантливых студентов и преподавателей, а также укрепляет репутацию университета как центра научных исследований в области вопросов человеческого потенциала и роли человека в социально-экономическом развитии.
Вам также может быть интересно:
Новый катализатор сохраняет эффективность на протяжении 12 часов
Международная группа исследователей с участием МИЭМ НИУ ВШЭ создала катализатор, который позволяет получать водород из воды быстро и с минимальными затратами. Для этого ученые синтезировали наночастицы сложного оксида из шести металлов и закрепили их на разных подложках. Катализатор на слоях восстановленного графена оказался почти втрое эффективнее по сравнению с тем же оксидом без подложки. Разработка может сделать производство водорода дешевле и приблизить переход к зеленой энергетике. Исследование опубликовано в журнале ACS Applied Energy Materials. Работа выполнена в рамках гранта РНФ.
Вышка исследует потребности глухих
В последнее воскресенье сентября в мире традиционно отмечается День глухих. В этом году факультет социальных наук (ФСН) Высшей школы экономики присоединился к празднику и совместно с Московской городской организацией Всероссийского общества глухих (МГО ВОГ) запустил исследование потребностей глухих и слабослышащих москвичей в социальных услугах и доступности среды.
НИУ ВШЭ и Роструд запустили ИИ-помощника в выборе образовательной траектории
Высшая школа экономики при поддержке Роструда запускает сервис предиктивной аналитики трудоустройства выпускников «Пифия». Это информационно-аналитическая платформа для прогнозирования перспектив трудоустройства и заработной платы выпускников бакалавриата, специалитета и магистратуры.
В Высшей школе экономики открылась межфакультетская Музейная лаборатория
Вышка запустила межфакультетскую Музейную лабораторию, которая станет устойчивым центром экспертной поддержки в сфере музейного дела. Ее миссия связана с изменением современных моделей восприятия культуры и трансформацией институциональной среды. Лаборатория специализируется на модернизации музейных практик и повышении престижа музеев, формируя пространство для профессионального диалога и внедрения инноваций.
Физики предложили новый механизм усиления сверхпроводимости с помощью «квантового клея»
Команда исследователей с участием сотрудников МИЭМ ВШЭ показала, что дефекты в материале могут не снижать, а, наоборот, усиливать сверхпроводимость. Это возможно благодаря взаимодействию дефектных и более чистых областей, которое образует «квантовый клей» — однородную компоненту, связывающую разрозненные сверхпроводящие участки в единую сеть. Расчеты подтвердили, что такой механизм может помочь в создании сверхпроводников, работающих при более высоких температурах. Исследование опубликовано в журнале Communications Physics.
30 студентов из 19 университетов приняли участие в исследовательской экспедиции НИУ ВШЭ в «Новом Херсонесе»
В рамках программы студенческих экспедиций «Открываем Россию заново» при поддержке программы Росмолодежи «Больше, чем путешествие», президентской платформы «Россия — страна возможностей», а также Симферопольской и Крымской епархии НИУ ВШЭ на базе Школы молодого гуманитария провела исследовательскую экспедицию на территории музейно-храмового комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. По ее итогам будут разработаны предложения по организации просветительских проектов в области формирования исторической памяти молодежи о роли Херсонеса, Крыма и византийского наследия в истории российской культуры и государственности.
Большие группы студентов эффективнее используют ИИ в обучении
Исследователи Института образования и факультета экономических наук НИУ ВШЭ узнали, от каких факторов зависит качество групповой работы студентов, когда они выполняют ее в сотрудничестве с ИИ. Оказалось, что, помимо уровня знаний команды, важен размер группы: чем она больше, тем эффективнее работа. Статья ученых опубликована в журнале Innovations in Education and Teaching International.
Завершила работу Первая Кавказская школа по экспериментальным исследованиям и когнитивным наукам
С 17 по 21 сентября на базе «Горная легенда» Адыгейского государственного университета прошла Первая Кавказская школа по экспериментальным исследованиям и когнитивным наукам. Организаторами мероприятия выступили Лаборатория экспериментальной лингвистики АГУ, Центр языка и мозга и Центр социокультурных и этноязыковых исследований НИУ ВШЭ. Школа собрала более 50 участников — студентов, аспирантов и молодых исследователей из разных регионов России, а также слушателей и спикеров из Франции, Сербии, Китая, Турции, Казахстана и Узбекистана.
Испугать и обмануть: почему люди поддаются на уловки мошенников
В НИУ ВШЭ прошел IX Фестиваль финансовой грамотности и предпринимательской культуры для старшего поколения. Почему люди верят мошенникам и как можно защитить себя и близких от угрозы кражи денег, обсудили эксперты-психологи на дискуссии, состоявшейся в рамках фестиваля.
Бренд-медиа ВШЭ запустило подкаст о профессиях будущего «Кем стать, когда вывезу»
IQ Media — бренд-медиа Высшей школы экономики — запускает новый проект «Кем стать, когда вывезу», посвященный профессиям будущего. В девяти выпусках подкаста эксперты ВШЭ из разных сфер — маркетологи, специалисты по будущему, инженеры, эксперты по кибербезопасности, юристы, биоинформатики — рассказывают о том, чему и где научиться уже сейчас, чтобы быть востребованным в будущем.