Археологи Высшей школы экономики в Турции: 5 лет раскопок
В середине сентября 2025 года Центр античной и восточной археологии ИКВИА ФГН ВШЭ провел международную конференцию «Древняя Троада: пять лет российско-турецкого сотрудничества в археологии». Встреча была посвящена пятой годовщине раскопок, проводимых археологами Вышки на агоре Париона. Группа исследователей представила основные результаты раскопок и эпиграфических исследований в самом Парионе (Кемер, Чанаккале, Турция) и на других памятниках Троады, где ведутся активные раскопки (Ассос, Александрия Троадская, Сминфейон, Тенедос).
В конференции участвовали 15 турецких ученых во главе с Ведатом Келешем, деканом факультета гуманитарных и социальных наук Университета Ондокуз Майис в Самсуне. Профессор Келеш — сопредседатель оргкомитета конференции, руководитель раскопок в Парионе и ключевой партнер НИУ ВШЭ в этой экспедиции. Российские ученые представили 8 докладов, турецкие — 6, и еще 6 докладов были совместными, российско-турецкими, что отражает высокий уровень сотрудничества между двумя исследовательскими командами.
Парион — важнейший городской центр древней Троады, в римское время он входил в состав провинции Азия. В ходе раскопок обнаружены и частично исследованы остатки нескольких общественных зданий, в том числе театра, одеона и терм, все относящиеся к эпохе Римской империи.

«Экспедиция в Парионе — первая российская археологическая экспедиция на территории Турции. Более того, и сейчас, пять лет спустя, она остается единственной российской экспедицией не только в Турции, но и во всем Средиземноморье. Это, конечно, уникальный шанс и для наших исследователей, и для студентов и аспирантов, которые получают возможность работать на памятнике, представляющем центральную зону распространения античной цивилизации, а не ее периферию, к которой при всей своей важности все-таки относятся памятники Северного Причерноморья», — отметил Аскольд Иванчик, руководитель Центра античной и восточной археологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ. Он рассказал, что сотрудничество ученых Вышки с профессором Ведатом Келешем, а через него и с Университетом Ондокуз Майис в Самсуне, где он возглавляет археологический департамент и ныне работает деканом, началось в 2020 году. «Незадолго до этого в составе ИКВИА ВШЭ был создан Центр античной и восточной археологии, и по его изначальной концепции предполагались археологические исследования не только на территории Северного Причерноморья, традиционной зоны раскопок отечественных археологов-классиков, но и в Средиземноморье, основной зоне распространения античной цивилизации, — говорит ученый. — В 2019 году начались наши раскопки на Сицилии, и мы искали возможность начать исследования и в восточной части Средиземноморского региона, на территории Турции. Мне были известны раскопки в Парионе как очень перспективные, знал я и публикации Ведата Келеша, очень известного специалиста по античной нумизматике. Мы встретились, и Ведат Келеш любезно пригласил нас начать исследования в составе его экспедиции. При этом он предложил выбрать для раскопок любой сектор. Я выбрал предполагаемый район агоры, центральной площади, которая во всех греческих полисах играла роль главного экономического, политического и религиозного центра и, конечно, по этой причине представляет особый научный интерес.
К началу наших раскопок агора не была найдена. По разным соображениям предполагалось, где примерно она располагалась, но ни ее границы, ни точное расположение известны не были. Нашей первой задачей было найти агору Париона.

Парион — город с долгой историей, он был основан на рубеже VIII–VII веков до н.э. и просуществовал до XII века, т.е. был непрерывно заселен почти 2 тысячи лет, и все эти периоды представлены культурными слоями и остатками построек. Чтобы добраться до интересующего нас античного периода, сначала нужно исследовать лежащие выше слои византийской эпохи. Здесь нас ждали интересные находки. В частности, мы раскопали двухкомнатный дом XI века, который очень хорошо сохранился.
Но самым важным результатом было то, что нам удалось найти то, что мы искали, — границу агоры — на третий год раскопок, и не в том месте, где она предполагалась первоначально. Агора была отделена от остальных городских кварталов очень длинным портиком с колоннадой, обращенной внутрь. Этот портик (точнее, пока его внешнюю стену) мы и обнаружили, и последние два года его исследуем и будем продолжать исследовать.
Наши раскопки богаты находками: это и керамика, в том числе парадная, и терракотовые статуэтки, и монеты, и архитектурные детали. Но самая впечатляющая и важная, на мой взгляд, находка была сделана не нами, а нашими турецкими коллегами на некрополе. Это дарственная надпись на кратере, сосуде для смешивания вина с водой, который использовался на пирах. Эта надпись будет скоро опубликована нами совместно с турецкими коллегами. Она очень ранняя, датируется началом VI века до н.э., таких надписей мало во всем греческом мире. Ее содержание дает ответ на ряд вопросов, до сих пор дебатирующихся в науке. В первую очередь она подтверждает античную традицию, которая многими ставилась под сомнение, о том, что Парион был основан жителями острова Парос. Однако, возможно, еще интереснее то, что кратер принадлежал знаменитой гетере по имени Родопия, историю которой рассказывает Геродот: она считалась самой красивой женщиной Греции. Судя по найденной надписи, Родопия провела свою юность и начала карьеру в Парионе и только позже оказалась в Египте, где и получила огромную известность.

Пять лет — срок не очень большой для археологической миссии, но в то же время достаточный для подведения первых итогов. В научном отношении наш совместный проект очень успешный, мы получили важные результаты, подготовлен и до конца года выйдет из печати первый том наших исследований, уже опубликовано несколько статей.
Не менее важны те человеческие отношения и связи, которые возникли у нас в Парионе с турецкими коллегами. Я могу сказать, что мы не только коллеги, но и друзья. Для меня и для моих более молодых коллег приезд в Парион — всегда радость, хотя работать там приходится тяжело, под летним немилосердным солнцем. Вообще, я должен сказать, что те условия, которые нам создали турецкие коллеги, практически идеальны для работы. Такой режим наибольшего благоприятствования, насколько я знаю опыт других иностранных коллег, работающих в Турции, — вовсе не что-то само собой разумеющееся, и зачастую они работают в гораздо более сложных условиях. Так что я благодарен Ведату Келешу и другим турецким коллегам. Надеюсь, наше сотрудничество и наша дружба продолжатся и еще через пять лет мы все встретимся на новой конференции, чтобы отметить десятую годовщину нашего сотрудничества.
На конференции, прошедшей в ВШЭ, были представлены результаты исследований не только в Парионе. К нам присоединились наши соседи — коллеги, работающие на соседних памятниках, что позволяет рассмотреть наши раскопки в более широком контексте. На конференции представлены почти все археологические памятники, на которых сейчас ведутся активные раскопки: Александрия Троадская, Сминфейон, Ассос, Тенедос. Мне кажется, что не только археология Троады, но и турецкая археология в целом никогда не была представлена в Москве столь полно: мы принимаем 15 турецких коллег. Так что эта конференция имеет не только локальное значение, она важна для российско-турецкого научного сотрудничества в целом».

Идиль Мальгил из Турции, аспирантка Института классического Востока и античности НИУ ВШЭ, где она пишет диссертацию под руководством Аскольда Иванчика, представила на конференции доклад вместе со своим коллегой Альпером Йылмазом из Университета Ондокуз Майис. Эта совместная работа называется «Город без улиц: топографический подход к реконструкции римских дорог Париона». «Раскопки на агоре Париона позволили нам понять, как устроен гражданский и торговый центр Париона. За последние пять лет удалось прояснить планировку района агоры и его связь с окружающими монументальными сооружениями, а также проследить его более позднее использование в качестве ремесленного района и христианского кладбища, — рассказала Идиль Мальгил. — Эти результаты оказались решающими для реконструкции городской организации Париона в императорский период и для определения места города в более широком контексте. Моя докторская диссертация в Высшей школе экономики посвящена реконструкции городского плана Париона в римский период с использованием дистанционного зондирования, ГИС-анализа и геофизической разведки. Раскопки агоры дают ключевые данные для этого исследования, поскольку агора была гражданским сердцем города. Объединяя архитектурную документацию с цифровым моделированием, я стремлюсь понять, как городская структура Париона была перестроена после римской колонизации и как его гражданские пространства функционировали в более широком городском ландшафте.

Сотрудничество между российскими и турецкими учеными создало среду методологического разнообразия и интеллектуального обмена. Работа в совместной команде стала одним из самых обогащающих этапов моей научной карьеры на сегодняшний день. Различные академические традиции и точки зрения не только углубили наши совместные интерпретации, но и способствовали созданию коллегиальной атмосферы, в которой взаимное уважение и общий энтузиазм продвигают исследование вперед. Больше всего меня поразило то, как археологические находки постоянно бросают вызов нашим ожиданиям. Как архитектор по образованию, я была поражена масштабом римских технологий и изобретательностью городских решений. Получение этой информации из первых рук было одновременно удивительным и интеллектуально обогащающим, поскольку оно изменило мое представление о римском урбанизме как о живой и адаптивной системе. НИУ ВШЭ дал мне возможность расширить методологический инструментарий за пределы архитектурной документации и включить в него цифровую археологию. Академическая среда университета позволила соединить традиционные данные раскопок с передовыми методами дистанционного зондирования, прогнозного моделирования и подходами на основе ГИС. Это обучение значительно расширило мой профессиональный профиль, позволив мне стать связующим звеном между полевой археологией и цифровым анализом в рамках парионского проекта. Участие в раскопках Париона изменило меня как личность и как профессионала. Оно позволила мне превратиться из архитектора, документирующего сооружения, в исследователя, задающего более широкие археологические вопросы. Главный урок, который я извлекла, — это важность междисциплинарности: архитектура, археология, история и цифровые методы сходятся в Парионе, создавая целостное понимание прошлого. Помимо науки, работа на этом объекте дала мне глубокое понимание культурного наследия и общей ответственности перед будущими поколениями за его сохранение и интерпретацию».