• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«В условиях цифровой среды роль живого учителя только возрастает»

Как цифровые технологии влияют на поведение и здоровье школьников? Какие возможности «цифра» дает учителям и администраторам школ? Эти и другие вопросы обсуждали участники пленарного заседания «Благополучие детей в цифровую эпоху» в рамках XX Апрельской международной научной конференции ВШЭ.

Статистика знает не всё

Открывая дискуссию, научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин заметил, что благополучие — не очень привычный предмет для исследований в российской традиции. Нет устоявшего определения этого понятия.

Согласно исследователям ОЭСР, благополучие — это интегральная характеристика, объединяющая:

 психическое и физическое здоровье

 безопасность

 субъективную удовлетворённость жизнью

 социальную включенность

 качество окружающей среды

 материальный достаток

доступность образования и саморазвития

Статистика не дает четкого ответа на вопрос, являются ли цифровые технологии риском — или происходит культурный сдвиг, который нам пока не очень понятен?

С одной стороны, подростки 14-17 лет проводят перед экранами в среднем по 5 часов в день и отправляют около 470 сообщений в неделю.

С другой — 57% подростков заводят друзей онлайн, а доля подростков, употребляющих алкоголь, никотин и наркотики, снизилась с 2007 года на 50%.

(по данным Pew Research Center и UK National Health Service)

Проблема может заключаться не в цифровых технологиях как таковых, а в компетентности тех, кто ими пользуется

Ведущие исследователи отмечают, что именно в этом плане увеличивается разрыв между странами и социальными группами.

На взгляд Фрумина, мы склонны преувеличивать риски. Лаборатория профилактики асоциального поведения Института образования ВШЭ изучала распространенность различных форм агрессии и выяснила, что около 30% детей сталкиваются с кибербуллингом. Это большая цифра. Но доля детей, которые страдают от хулиганов в реальной жизни — значительно больше.

«Цифра» сделает образование доступным

Изучение проблемы благополучия невозможно без фундаментальных исследований нейрофизиологии и психологии детей, считает министр просвещения РФ Ольга Васильева.

Что касается непосредственного использования цифровых технологий при работе с детьми, то в Минпросвещения воспринимают их как инструмент, который позволит максимальному числу детей и подростков получить качественное образование. При этом «никто не собирается заменить школу онлайн-курсами, а учителей — роботами и планшетами», подчеркнула Васильева.

Она выделила основные задачи, решаемые с помощью «цифры». Первая — перевод управления отраслью в режим принятия решений на основании больших данных.

Будет сформирована общая база сведений о системе образования, ее параметрах, ресурсах и участниках процесса

Именно из нее, в один «клик», смогут извлекать информацию контрольно-надзорные органы — учителя будут освобождены от большого количества нынешней бумажно-отчетной работы.

Вторая задача — создание личных кабинетов учеников и учителей. Для ученика это фиксация успехов и затруднений, адресная поддержка и сопровождение, а для учителя — возможность сформировать траекторию профессионального роста. И не менее значимая возможность, которую даст цифровая платформа — возможность выбора качественного образовательного контента, что особенно важно для сельских школ и детей, проживающих на отдаленных территориях.

Школьники не готовы отказаться от учителей

Руководитель фонда «Талант и успех» Елена Шмелева отметила, что необходимо не просто точечное использование отдельных технологий, а создание новой цифровой среды, в которую включены и дети, и взрослые. Она предполагает иной тип взаимоотношений. «В условиях цифровой среды роль живого человека, учителя, только возрастает», — считает она.

От преподавателя на уроке не готовы отказаться и сами школьники. Заместитель председателя комитета по образованию и науке Госдумы Любовь Духанина привела данные опроса учеников: половина из них готовы активно использовать информационные технологии на уроках, но почти столько же хотят получать информацию от учителя.

20% школьников говорят, что компьютеры должны использоваться не на всех уроках

Данные российских медиков показывают: «школьные болезни» (связанные с опорно-двигательным аппаратом, зрением, пищеварением) в последние годы распространяются. Все меньше детей покидают школу полностью здоровыми — сейчас их всего 12%. Необходимо дополнительно исследовать, насколько сильно на это влияет увлечение интернетом и компьютерными играми.

Вам также может быть интересно:

НИУ ВШЭ получил самый высокий грант программы «Приоритет-2030»

Высшая школа экономики подтвердила свои ведущие позиции в первой группе направления «Исследовательское лидерство» программы «Приоритет-2030». Кроме этого, университет получил самый высокий грант для обучения студентов цифровым компетенциям, продемонстрировав лидерство в образовании в области цифровых технологий и искусственного интеллекта.

В НИУ ВШЭ пройдет первый международный форум «Россия — Китай: бизнес в многополярном мире»

Эксперты из России и Китая обсудят новые вызовы и возможности делового сотрудничества двух стран, в том числе с использованием передовых цифровых технологий. Мероприятие пройдет 28 сентября в Центре культур НИУ ВШЭ. Форум предполагается проводить ежегодно.

Эксперты Вышки составили рейтинг цифровых компаний по числу цифровых патентов

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет первый рейтинг отечественных цифровых компаний по числу действующих патентов в области цифровых технологий. Результаты исследования позволяют оценить вклад таких компаний в развитие цифровых технологий, а также их патентные стратегии и приоритеты.

Эксперты Вышки определили топ-15 цифровых технологий в промышленности

Наиболее значимыми цифровыми технологиями, которые используются в мировой и российской промышленности, являются промышленные роботы, искусственный интеллект (ИИ) и машинное обучение. В будущем ИИ позволит полностью автоматизировать производственные процессы и оптимизировать работу целых отраслей промышленности. Об этом говорится в исследлвании ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

«Выбор россиян — точно не четырехдневная рабочая неделя»

Пандемия коронавируса стала точкой невозврата, после которой цифровые технологии прочно укоренятся в нашей жизни. Цифра, удаленка и виртуальный мир останутся даже с теми, кто раньше не имел с ними никакого дела, а также перекроят рынок труда. Проблема в том, что люди перестают задумываться, делая выбор. Об этом говорил научный руководитель Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, выступая на форуме «Территория смыслов».

Эксперты Вышки составили рейтинг наиболее востребованных цифровых технологий

Искусственный интеллект стал абсолютным лидером в глобальной исследовательской и рыночной повестке по итогам 2020 года. К таким выводам пришли эксперты Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, применив систему анализа больших данных iFORA для выявления перспективных цифровых технологий.

Апрельская конференция пройдет в распределенном формате

11 марта Ученый совет НИУ ВШЭ принял решение обеспечить участникам Апрельской конференции возможность представить свои доклады на распределенных заседаниях секций или в дистанционном режиме. О том, почему такое решение было принято, и что подразумевается под «распределенным форматом», рассказывает заместитель руководителя Программного комитета конференции Лев Якобсон.

«Статистика должна быть доступна и понятна всем»

Внедрение аналитической цифровой платформы, возможности Big Data и другие перспективы развития российской статистики обсудили на очередном пленарном заседании участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.

НКО и волонтерам нужно активнее участвовать в реализации нацпроектов

К такому выводу пришли участники заключительного пленарного заседания в рамках XX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ. При этом государству следует поддерживать инициативы волонтеров и благотворителей и внедрять передовые технологии НКО, а не навязывать им свои бюрократические решения.

«Достижение национальных целей требует участия в нацпроектах широкого круга университетов»

Роль региональных и отраслевых вузов в достижении целей национального развития должна возрасти, и ведущие вузы им помогут. К такому выводу пришли участники пленарного заседания, посвященного проблемам российского высшего образования, состоявшегося в рамках ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.