• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Российско-китайская летняя школа изучила потенциал России в Азиатско-Тихоокеанском регионе

10 июля в Москве завершилась IV Международная российско-китайская летняя школа по международным отношениям «Пространство и время в евразийскую эпоху», организованная ВШЭ и Восточно-Китайским педагогическим университетом.

Летняя школа, в которой в этом году приняло участие 15 российских и 12 китайских студентов, рассчитана на молодых исследователей, интересующихся международными отношениями, и проходит на английском языке. Среди лекторов ВШЭ — декан факультета мировой экономики и мировой политики Сергей Караганов, его заместитель по стратегическому планированию и аспирантуре Тимофей Бордачев, профессор кафедры мировой политики Олег Барабанов и старший преподаватель этой кафедры Дмитрий Суслов.

«Не секрет, что интерес к России в Китае в последнее двадцатилетие снижался, поэтому для меня немаловажен даже сам факт, что китайские студенты приезжают в Россию, — рассказывает организатор Летней школы, директор Центра комплексных европейских и международных исследований ВШЭ Тимофей Бордачев. — Сегодня мы медленно, шаг за шагом, создаем заново инфраструктуру стратегического взаимодействия и понимания между Россией и Китаем, и Высшая школа экономики, безусловно, вносит в это свой немалый вклад.

Летняя школа была ориентирована главным образом на то, чтобы совместные, сформированные из китайских и российских участников, проектные группы постарались выработать общее для России и Китая отношение к актуальным вызовам и проблемам современности. Потому что в XXI веке Китай — важнейший союзник России на международной арене и наш главный стратегический партнер. Я бы предположил, что в 2015 году важной темой мог бы стать вопрос расширения или укрепления экономического взаимодействия не между Россией и Китаем, а России и Китая на международной арене. Мы видим, что сейчас происходит со многими институтами глобальной рыночной экономики, в первую очередь, в сфере финансов. Мне кажется, что в этой сфере наши страны могут выработать общую позицию».

В 2014-м произошел ряд важных геополитических сдвигов и знаковых событий, которые продемонстрировали растущую важность поворота России к Азии

Савельева Алина Вячеславовна
помощник декана Факультета мировой экономики и мировой политики по международной деятельности

Акцент в тематике обсуждений в этом году был сделан на увеличивающейся вовлеченности России в экономические и политические процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также его развитии в целом. «В 2014-м произошел ряд важных геополитических сдвигов и знаковых событий, которые продемонстрировали растущую важность поворота России к Азии — как для нашей страны, так и для наших азиатских соседей и партнеров, — поясняет помощник декана по международной деятельности факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ, член организационного комитета летней школы Алина Савельева. — Именно поэтому мы решили сфокусироваться на нераскрытом потенциале России как крупнейшей страны, чья история неразрывно связана с регионом».

Большинство российских лекторов представили свое видение развития Сибири и Дальнего Востока, структурных факторов мировой экономики и политики, таких как климат, вода, продовольствие, и новых возможностей, которые Россия может предложить для усиления кооперации на региональном и глобальном уровне. Китайские лекторы, в свою очередь, акцентировали внимание на смещение оси мировой политики и экономики в Евразию.
«Летняя школа — это прекрасная возможность для российских и китайских студентов в такой короткий срок (всего пять рабочих дней) сформировать исследовательский проект, — отметил профессор Восточно-китайского педагогического университета Джан Синь. — Сегодня мы наблюдаем процесс постепенного установления нового международного порядка, современный мир меняется, и те глобальные игроки, которые доминировали раньше на международной арене, теряют свои позиции. В прошлом году я преподавал в ВШЭ один курс. Русские студенты очень энергичные. Китайские студенты более скромны, они выжидают десять минут, прежде чем задать вопрос, а российские студенты свободно выражают свои мысли на английском языке, они более смелые в преодоление языкового барьера. Я был очень рад снова оказаться в Москве, здесь много парков, хороший климат, особенно если сравнить с погодой в Шанхае, у нас в это время года плюс 42 по Цельсию».

«Такие школы, ежегодно проводимые факультетом мировой экономики и мировой политики ВШЭ, позволяют студентам и аспирантам из двух стран обмениваться мыслями и мнениями о ключевых проблемах мировой экономики и политики и обсуждать их с лучшими экспертами, — говорит один из участников школы, аспирант ВШЭ Дмитрий Новиков. — В прошлом году я был участником Третьей летней школы, и это стало одним из решающих факторов в выборе моей научной карьеры. Теперь я работаю в Центре комплексных европейских и международных исследований ВШЭ».

В организации школы участвуют студенты-волонтеры, помогающие проводить различные культурные мероприятия, в том числе российские и китайские вечера, которые позволяют глубже узнать традиции и культуру двух стран.

По словам Алины Савельевой, факультет мировой экономики и мировой политики ВШЭ постоянно расширяет сотрудничество с Восточно-Китайским педагогическим университетом, которое сейчас заключается в постоянных лекциях российских и китайских экспертов, мастер-классах и регулярном обмене студентами и аспирантами для прохождения стажировок и участия в летних школах.

Своими впечатлениями от летней школы деляется студенты:

«В основном я занимаюсь европейскими исследованиями, но для любого международника взаимоотношения России и Китая имеют большое значение, особенно с учетом подписания нового энергетического договора между нашими странами, — говорит Кристина Чернявская, студентка 1 курса магистратуры факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ. — Думаю, летняя школа вносит немалый вклад в развитие российско-китайских отношений, знакомя российских и китайских студентов друг с другом, предлагая нам обсуждать современные проблемы и приходить к общим выводам. Например, моя рабочая группа рассматривала вопросы китайской внешней политики и политики США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и, на мой взгляд, нам довольно быстро удалось достичь взаимопонимания в группе».

«Я приехала из Ростова-на-Дону, где, к сожалению, не так много возможностей для кооперации в изучении Китая. Летняя школа дала мне новые возможности для исследований, показала, куда можно дальше двигаться в научной работе, — отмечает Алиса Лобова, студентка 5 курса исторического факультета Южного федерального университета. — Общаться и совместно работать с китайскими студентами — это потрясающий опыт. Из лекторов мне больше всего запомнился декан факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Сергей Караганов и редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. Приятно, что несмотря на насыщенный учебный график, у нас также была интересная культурная программа: экскурсии по Москве, походы в Третьяковскую галерею и другие музеи».

«Исследование, над которым работала моя проектная группа на летней школе, было посвящено тому, как новая энергетика может повлиять на энергетическую безопасность Европейского союза. А еще меня лично очень интересует кризис, связанный с ситуацией на Украине, и какие последствия он будет иметь для всего мирового сообщества», — говорит студент Восточно-китайского педагогического университета Изян Изиван.

«Так как я занимаюсь исследованием энергетических проблем, для меня важным событием стало подписание энергетического договора между Россией и Китаем. Соответственно, было очень полезно рассмотреть и обсудить с участниками летней школы перспективы, открывшиеся в новых условиях как для России, так и для Китая, — рассказывает Татьяна Донич, студентка 1 курса магистратуры факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ. — Мне было приятно узнать, что китайцы очень открытые люди, даже наивные, в хорошем смысле. О России они знают, по сути, так же мало, как и мы о Китае. Например, их сильно впечатлила православная религия, наши храмы».

Анна Нечкина, Анастасия Чумак

Фото Михаила Дмитриева

Вам также может быть интересно:

От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике

С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).

Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.

Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей

В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.

Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР

24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.

«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки

Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства

Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.

«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.

Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»

В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.