В Высшей школе экономики проанализировали исполнение нацпроектов
Эксперты НИУ ВШЭ подготовили доклад «Национальные проекты: итоги и перезагрузка», в котором подвели итоги работы системы нацпроектов с 2018 по 2024 год. В частности, отмечается, что из 255 верхнеуровневых показателей (в редакции указа президента 2020 года) выполнено 243, из которых 199 (78,0%) — с перевыполнением установленных плановых значений.
В 2024 году закончился начатый в 2018 году цикл реализации национальных проектов, и в 2025 году сформирован их новый пул на период до 2030–2036 годов. В этой связи Высшая школа экономики провела первичный анализ того, как формировался комплекс национальных проектов, стратегических инициатив, государственных программ, необходимых для достижения национальных целей развития, зафиксированных в указах президента Российской Федерации.
В ходе исследования были определены этапы формирования системы национальных проектов, ее роль в социально-экономическом развитии страны, а также зафиксированы ключевые результаты реализации нацпроектов и достижения целевых показателей.
Ключевые выводы исследования:
национальные проекты зарекомендовали себя как эффективный инструмент приоритизации финансовых и управленческих ресурсов для достижения национальных целей развития;
Правительством Российской Федерации сформирована цифровая система мониторинга национальных целей развития, национальных и федеральных проектов, государственных программ;
запущенные в 2018 году национальные проекты были существенно скорректированы в связи с пандемией COVID-19 в 2020 году;
специальная военная операция и санкции в отношении России не привели к сворачиванию расходов на финансирование национальных проектов;
из 255 показателей уровня национальных проектов (в редакции 2020 года) выполнено 243, из которых 199 (78,0%) — с перевыполнением установленных плановых значений;
благодаря реализации национальных проектов в России было значительно повышено качество жизни граждан, создана новая инфраструктура, улучшены условия ведения бизнеса;
одним из важнейших результатов реализации национальных проектов и в целом социально-экономической политики Правительства Российской Федерации стало снижение уровня бедности до минимального исторического уровня 7,2% по итогам 2024 года;
на период до 2036 года сформированы 19 национальных проектов (20-й нацпроект «Космос» на момент подготовки доклада находился на стадии утверждения) и набор статистических показателей, характеризующих достижение национальных целей развития.

Проведенный НИУ ВШЭ анализ исполнения национальных проектов показывает, что в их рамках решен целый комплекс экономических, социальных, технологических задач. Повышена доступность образовательных и медицинских услуг, повышено их качество. Построены объекты инфраструктуры — как магистральной, так и гражданской: больницы, поликлиники, школы, гостиницы, дороги, мосты и т.д. Созданы новые рабочие места, проведена технологическая модернизация различных предприятий и организаций.
Система национальных проектов соответствует сложившимся трендам и лучшим практикам других стран, а в чем-то (например, в уровне цифровизации государственных услуг) превосходит их, отмечается в докладе НИУ ВШЭ. Так, для мониторинга реализации национальных целей развития, национальных проектов и государственных программ была сформирована цифровая модель управления.
Опыт реализации национальных проектов в 2018–2024 годах показал, что каждый национальный проект решал конкретную приоритетную задачу по улучшению жизни граждан и развитию страны, был сопряжен с достижением реальных результатов, которыми миллионы россиян уже могут пользоваться каждый день. Такая эффективность предопределила переход этой системы в новый цикл, отмечают эксперты.
Перезапуск национальных проектов произошел в формате традиционного «майского» указа в 2024 году по итогам президентских выборов. Указ №309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» определил национальные цели развития и установил перечень целевых показателей и задач, выполнение которых характеризует достижение каждой национальной цели.
В соответствии с этим указом, целями и задачами Правительство Российской Федерации сформировало 19 национальных проектов, еще один находится на стадии утверждения. Предыдущий цикл реализации национальных целей и национальных проектов дал существенный положительный эффект. Задача Правительства РФ — не только обеспечить достижение плановых показателей, но и сформировать прочный фундамент для долгосрочного развития, резюмируется в докладе НИУ ВШЭ.
Вам также может быть интересно:
Вышка стала соорганизатором Международного диктанта по финансовой безопасности
С 1 по 30 сентября пройдет Международный диктант по финансовой безопасности. Масштабный онлайн-проект разработан с целью повышения осведомленности людей разного возраста о проблемах в сфере экономической стабильности. Тема этого года — «Новые технологии на страже финансовой безопасности: от личной защиты до суверенитета государства». В новом сезоне НИУ ВШЭ вошел в состав организаторов.
Эпоха ИИ: университеты и бигтехи обсудили трансформацию системы образования
В рамках круглого стола, организованного «Яндекс Образованием», эксперты из ведущих университетов и технологических компаний обсудили будущее системы образования и подготовки IT-специалистов в условиях развития технологий искусственного интеллекта. Высшую школу экономики представляла проректор университета Елена Одоевская.
Ученый в цифровую эпоху: как определить свой профессиональный путь в новом мире
Центр научной интеграции НИУ ВШЭ запускает программу «Современный ученый: инструменты развития научной карьеры», ориентированную на развитие профессиональных компетенций молодых исследователей. В течение 6 недель слушатели в синхронном онлайн-формате изучат 5 тематических блоков. Обучение начнется 22 сентября. На программу могут поступить все желающие, имеющие или получающие высшее или среднее специальное образование.
Ученые ВШЭ выяснили, почему люди доверяют науке
Исследователи ИСИЭЗ НИУ ВШЭ проанализировали степень доверия научному знанию в российском обществе и выявили факторы, которые влияют на восприятие. Оказалось, что доверие к науке больше зависит от повседневного опыта, социальных ожиданий и представлений о пользе, а не от объективных знаний. Статья опубликована в журнале «Мир России».
НИУ ВШЭ и Центр им. Дмитрия Рогачева подписали соглашение о научно-практическом сотрудничестве
Высшая школа экономики и Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева подписали соглашение о научно-практическом сотрудничестве. Подписи под документом поставили ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов и генеральный директор центра Николай Грачев.
Вышка доверит ИИ рутинную работу по созданию программ ДПО
НИУ ВШЭ совместно с EdTech-компанией CDO Global запускает AI-конструкторы для оптимизации разработки курсов дополнительного профессионального образования (ДПО). Новый сервис позволит автоматизировать подготовку учебных материалов и оценочных средств, значительно сократив время и ресурсы, затрачиваемые преподавателями и методистами.
На портале Вышки доступны обновленные «Цифры и факты» и дашборды
Дирекция по аналитике и управлению данными совместно с отделом визуальных коммуникаций разработали новую страницу «Цифры и факты о НИУ ВШЭ» на портале Вышки. Также всем сотрудникам университета доступен дашборд с показателями обновленной программы «Приоритет-2030».
Исследователи изучили, как в малых российских университетах заботятся о студентах
Исследователи из Института образования НИУ ВШЭ провели социологическое исследование в четырех малых неселективных университетах и на основе 135 интервью показали, что в таких вузах забота о студентах имеет двойственную природу. Она объединяет искреннюю помощь с постоянным надзором, напоминая родительскую опеку. Это первое детальное описание того, как формальные и неформальные практики заботы переплетаются в постсоветском образовательном контексте. Исследование опубликовано в British Journal of Sociology of Education.
На Международной летней школе в КНР Вышка поделилась опытом изучения городских стратегий
На фоне усиления глобальной геополитической и технологической конкуренции ведущие китайские вузы Чжэцзянский университет международных исследований и Пекинский университет организовали совместную Международную летнюю школу. Центральной ее темой стало изучение глобальных региональных и городских стратегий развития. Факультет городского и регионального развития НИУ ВШЭ принял участие в работе школы.
ВШЭ и Московский аналитический центр объединят усилия в сфере ИИ
НИУ ВШЭ подписал соглашение о сотрудничестве с ГБУ «Московский аналитический центр». Документ закрепил намерение сторон развивать совместные исследования и внедрять технологии искусственного интеллекта в управление городским хозяйством.