«В периоды недопонимания важно снова и снова изучать уроки нашего альянса во Второй мировой войне»
24 апреля Джон Байерли, американский посол в России в 2008-2012, прочел в Высшей школе экономики лекцию, посвященную сотрудничеству СССР и США в годы Второй мировой войны и приуроченную к 70-летней годовщине встречи союзных войск на Эльбе, отмечаемой 25 апреля.
Джона Байерли многое связывает с Россией: он начинал свою дипломатическую карьеру еще заместителем пресс-атташе американского посольства в Москве в середине 1980-х. Когда его просят назвать самые памятные моменты его профессиональной карьеры дипломата и специалиста по России и Восточной Европе, то он вспоминает самые разные исторические события, такие как похороны Андропова и Черненко в 1984 и 1985 годах, саммит 1988 между Рейганом и Горбачевым, а также подписание в Праге в 2010 году договора СНВ по сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений.
Однако особняком стоит 9 мая 2010 года, когда г-н Байерли на Красной площади во время парада в честь 65-летия победы во Второй мировой войне приветствовал не только российских участников, но и представителей войск союзников — американцев, англичан, французов и поляков. Парад 2010 года был символом той большой совместной работы, которую проделали страны-союзники во время Второй мировой войны.
Антигитлеровская коалиция выдержала внутренние трения и сосредоточилась на общей цели — полном разгроме нацистской Германии
Это был не первый парад победы, который посетил г-н Байерли в Москве. В 2004 году он смотрел парад вместе со своим 80-летним отцом Джозефом Байерли, солдатом воздушно-десантных войск США, участником высадки в Нормандии и единственным американским солдатом, воевавшим в рядах Красной армии. «Тогда, стоя у Кремлевской стены и глядя на участников парада, мы оба были под впечатлением от того, с каким чувством россияне вспоминают жертвы на полях сражений под Москвой, под Сталинградом, Ленинградом и в других местах». Так что тема войны и победы для г-на Байерли не только политическая, но и глубоко личная.
«Сегодня правительства США и многих европейских стран испытывают разногласия с Россией, и эти разногласия серьезно сказываются на доверии, которое должно лежать в основе международных отношений. Тем более полезно обращаться к памяти о войне. Я убежден, что в такие периоды недопонимания и напряженности важно снова и снова изучать уроки нашего альянса во Второй мировой войне, когда наши различия объективно были гораздо сильнее, но нам удалось выработать прагматичный и продуктивный подход к сотрудничеству, которое помогло изменить ход истории. Победа, которую мы праздновали в 2004 и в 2010 годах и будем вскоре вновь отмечать, была общей победой всех союзных держав».
К сожалению, и в России, и в США не все хорошо знакомы с историей, считает г-н Байерли. В Америке многие имеют весьма слабое представление о том, что США и СССР вместе боролись с Германией, а некоторые даже думают, что страны воевали друг против друга. В России же встречаются люди, которые ничего не знают о роли американских поставок по ленд-лизу, тогда как поставки продовольствия и оборудования стали одним из важных факторов победы в войне. Г-н Байерли напомнил, что первые конвои ушли из портов союзников уже в августе 1941 года, когда США еще не участвовали в войне ни с Германией, ни с Японией (Перл Харбор случится только в декабре 1941). Почти сразу после немецкого нападения 22 июня президент Рузвельт отправил в Москву своего ближайшего соратника Гарри Хопкинса (Harry Lloyd Hopkins) для налаживания контактов со Сталиным. Их первая встреча состоялась 29 июля 1941 года. Целью посланника было заверить Сталина, что Америка готова помогать СССР. С этого начались переговоры по ленд-лизу. Другими словами, несмотря на все идеологические разногласия, существовало доверие между лидерами двух стран.
Мы не имеем права забыть, какой потенциал существует у Америки и России, когда мы преодолеем наши разногласия и будем работать совместно на общее благо
Сотрудничество во время войны не сводилось только к ленд-лизу. К концу 1943 проведение мобилизации обеспечило достаточное количество личного состава для вторжения в Европу и открытия второго фронта. Создание условий для операции «Оверлорд» — опять же общая заслуга союзников. В 1943 году ВМФ Великобритании, США и Канады смогли обеспечить надежную охрану морских путей, по которым можно было беспрепятственно перевозить военные грузы и личный состав для вторжения. Усиление бомбовых ударов союзников с территории Англии и успехи советских войск на восточном фронте привели к тому, что люфтваффе стало ощущать нехватку штурмовиков на западном фронте. Г-н Байерли подчеркнул, что успешное наступление Красной Армии на восточном фронте и громадные потери немцев в результате этого вынудили немецкое командование перебросить значительные силы с запада на восток. Кроме того, в тылу немцам не давали покоя группы Сопротивления во Франции, Бельгии и даже в самой Германии.
Отдельно г-н Байерли отметил роль челночных бомбардировок, организованных союзниками совместно с СССР в 1944. Тогда бомбардировщики, вылетавшие с баз союзников в Великобритании и Италии, бомбили немецкие заводы, перемещенные далеко на восток, а затем уходили для дозаправки на советские аэродромы под Полтавой. По пути обратно на свои базы они наносили повторные удары.
Конечно, между участниками коалиции были определенные разногласия и проблемы. Среди западных союзников шли ожесточенные споры о времени, месте и масштабе открытия второго фронта. Расхождения были и между западными союзниками и СССР — были стратегические и экономические разногласия. Тем не менее, антигитлеровская коалиция выдержала внутренние трения и сосредоточилась на общей цели — полном разгроме нацистской Германии.
История отца г-на Байерли служит прекрасным примером этого общего опыта стран союзников и силы коалиции. Американский десантник, сбежав из немецкого лагеря военнопленных Stalag III-C, присоединился к танковой бригаде А.Г.Самусенко и воевал с советским автоматом ППШ на лендлизовском танке Шерман. В составе советских частей сержант Байерли участвовал в освобождении лагеря, из которого ранее бежал и где советские военнопленные научили его нескольким русским словам. «Когда я думаю о службе своего отца, понимаю, что невозможно переоценить фронтовое братство миллионов солдат стран-членов коалиции. Ветеранов второй мировой войны осталось уже совсем мало, но я хочу повторить то, что я сказал ветеранам 23 апреля на симпозиуме в честь встречи на Эльбе. Спасибо тем советским воинам, которые приняли моего отца, когда он был беззащитен, кормили, когда он голодал, лечили его раны и помогли ему добраться до посольства США в Москве и вернуться на родину живым и невредимым».
Г-н Байерли выразил надежду на развитие конструктивных отношений между двумя странами: «Сегодня у нас меньше разногласий, чем раньше, и они не так глубоки. Россия и ее западные партнеры привержены принципам демократии и рыночной экономики. Как и в период второй мировой войны, мы должны сосредоточить усилия на достижении нашей общей цели — борьбы против мирового терроризма. Общая цель вдохновляла моего отца и его соратников — они стремились оставить своим детям лучший мир, чем тот в котором жили они. Мы не имеем права забыть, какой потенциал существует у Америки и России, когда мы преодолеем наши разногласия и будем работать совместно на общее благо».
Память о войне — источник силы для народов стран, которые когда-то составляли Советский Союз, и для стран союзников. Это ощущение того, что справились с тем, с чем казалось невозможно справиться
Нельзя забывать и о том, что Россия и США — это крупные ядерные державы, которые несут ответственность за поддержание стабильности в мире. Важно, что даже на фоне ухудшившихся отношений Россия и западные партнеры продолжают совместно работать над ядерным урегулированием в Иране. Другими словами, фундаментальный прагматизм превалирует над политической конъюнктурой. Не менее значимым является и продолжающее сотрудничество в социальной и образовательной сфере — по-прежнему функционируют программы студенческих стажировок, обменов, развиваются совместные исследовательские проекты. Г-н Байерли призвал к укреплению таких связей на неправительственном уровне. Подобные контакты способствуют взаимному пониманию и служат основой для укрепления отношений между странами. Он особо предостерег от психологии «поиска врага» и изоляционизма, так как «если начать искать врага, то он найдется, и это может быть очень опасно».
Обращаясь к истории российско-американских отношений, г-н Байерли отметил, что Россия и Америка поддерживают дипломатические связи уже более 200 лет и на протяжении этого времени довольно часто страны работали совместно, так как это отвечало их национальным интересам. В XX веке были моменты охлаждения, но так или иначе каждый раз сотрудничество возобновлялось и развивалось. Таким образом, исторический опыт дает повод для оптимизма по поводу будущих отношений между двумя странами.
Закрывая встречу, первый проректор ВШЭ Лев Якобсон подчеркнул, что подобные встречи — это шаг к взаимному понимаю, которого часто не хватает. Такое понимание может помочь предотвратить неадекватное восприятие другой стороны и многие конфликты. «Память о войне очень значима — она объединяет, — сказал Якобсон. — То время по сей день учит, что в жизни есть что-то самое главное, что больше и значимее, чем всякого рода различия и барьеры. Есть жизнь, смерть и абсолютное зло, с которым нужно бороться совместными силами несмотря ни на что. Память о войне — источник силы для народов стран, которые когда-то составляли Советский Союз, и для стран союзников. Это ощущение того, что справились с тем, с чем казалось невозможно справиться. Это источник гордости. И это предупреждение об опасности повторения».
Подготовила Мария Бесова
Вам также может быть интересно:
Выборы президента США: почему сложно прогнозировать, кто победит
Удивительные особенности американской системы выборов — в книге Александра Беленького «Как выбирают президента США».
В НИУ ВШЭ состоялась встреча с Генри Киссинджером
5 февраля на факультете мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ состоялась встреча с ученым, дипломатом и государственным деятелем Генри Киссинджером. С российской стороны во встрече, организованной по инициативе гостя в формате семинара, приняли участие полтора десятка наиболее ярких молодых ученых из ВШЭ, МГИМО, институтов Академии Наук. Были приглашены и лучшие магистранты. Мероприятие вел декан факультета Сергей Караганов.
Полезнее сравнивать достижения школьников из разных регионов одной страны, чем из разных стран
Профессор Стенфордского университета, приглашенный профессор ВШЭ Мартин Карной и научный сотрудник Института образования ВШЭ Татьяна Хавенсон вошли в число авторов доклада «Об анализе влияния образовательной политики на достижения учащихся в США», который на днях был представлен в Вашингтоне. Ключевые положения этого доклада целесообразно использовать и при анализе ситуации в российском образовании.
Филантропия в США: оптимистическая история
Недопонимание между государством и третьим сектором, нередко наблюдаемое в России, не повод отчаиваться: история развития благотворительности в Америке тоже не была безоблачной, но договориться сторонам все-таки удалось. В Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ прошел семинар «Частная филантропия, общество и власть в США: противоречия, компромиссы и сотрудничество», на котором выступил американский исследователь Фридрих Фурман.
Студенты изучают особенности памяти о Второй мировой в Германии и России
В Берлине прошел первый этап совместного международного научно-учебного семинара Высшей школы экономики и Берлинского университета имени Гумбольдта. В течение недели 14 студентов и аспирантов департамента истории питерской Вышки изучали различные аспекты общественной памяти о Второй мировой войне. 21 июля семинар продолжится в Санкт-Петербурге, куда приедут немецкие студенты.
«Мы изучаем народную историю войны»
В Вышке прошла международная научная конференция «Европа, 1945. Освобождение. Оккупация. Возмездие». Предметом обсуждения историков, социологов, культурологов из разных стран стали социальные, экономические, военно-политические и культурные явления, обусловленные Второй мировой войной. О конференции, ее организаторах и гостях, а также о том, почему важно изучать человеческое измерение войны, в интервью новостной службе рассказал директор Международного центра истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий ВШЭ Олег Будницкий.
«Мой отец хотел, чтобы американцы знали, как много советские люди страдали в этой войне»
24 апреля в Высшей школе экономики выступит посол США в России в 2008-2012 годах Джон Байерли (John Beyrle). Его лекция будет посвящена 70-летней годовщине встречи армий союзников на Эльбе и сотрудничеству Соединенных Штатов и СССР во время Второй мировой войны. Для Джона Байерли история Второй мировой войны — это личная история.
Российские и американские студенты совместно ищут решения юридических проблем
10 студентов школы права Университета Айовы (США) приехали в Москву для участия в исследовании, которое они будут проводить вместе со студентами 2 и 3 курса образовательной программы бакалавриата «Юриспруденция». Цель этого международного проекта — сравнить юридическую трактовку одних и тех же проблем в России и США. В апреле российские студенты отправятся в Америку для доработки и презентации проектов.
Ректор Высшей школы экономики встретился с послом США
Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов встретился с послом США в РФ Джоном Теффтом. Они обсудили важную роль взаимодействия США и РФ в сфере образования и культуры, а также возможности развития сотрудничества между ВШЭ и вузами США.
Взаимодействие государства и благотворительных фондов в США: Стефан Топлер о трех дорогах к успеху
26 июня в Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ прошел научный семинар «Новые формы государственно-частного партнерства в благотворительности США», с докладом на эту тему выступил профессор Школы государственной политики, управления и международных отношений Университета Джорджа Мейсона (США), соредактор Международной энциклопедии гражданского общества Стефан Топлер.
Якобсон Лев Ильич
первый проректор ВШЭ