Cерьезное преимущество на рынке труда
О новой геополитической реальности и о том, как с ней соотносится новая программа профессиональной переподготовки «Международные отношения» Школы мировой экономики и политики ГУ-ВШЭ, рассказывает руководитель программы Андрей Суздальцев.
— Андрей Иванович, почему возникла необходимость создания такого рода программы переподготовки?
— Дело в том, что мы все еще находимся в плену старых парадигм международных отношений. Между тем, они резко изменились: на мировой арене появились новые акторы, возросла роль корпораций и наднациональных организаций, плотно вошли в международные отношения и деструктивные силы — та же «Аль-Каида». Вообще мир меняется очень быстро: и явления, и процессы, которые казались обыденным еще пятнадцать-двадцать лет назад, переворачиваются с ног на голову.
— Это касается и экономических отношений?
— Кардинально изменилось наше представление о производстве как таковом, о промышленности — почти все сегодня производится в Китае. Мы были воспитаны на каком-то преклонении перед индустриальным миром с его огромными предприятиями, цехами, проходными, сотнями и тысячами станков, мы привыкли к массовым левым партиям, которые именно там имели свою основную базу — сейчас все это исчезло.
Благодаря развитию информационных ресурсов вы можете организовать производство по интернету. Внедрение технологий происходит мгновенно, они расползаются через границы в течение нескольких месяцев. В этих условиях мы вынуждены по-новому взглянуть на то, что когда-то составило основу Версальского мира — того миропорядка, при котором мы по инерции продолжаем жить, где главную роль играют суверенитет, границы, доступ к ресурсам, чистой воде, продуктам питания, носителям энергии.
— А в чем суть новой геополитической реальности?
— Мы долго говорили о двухполярном, потом об однополярном мире, а нынешний мир, по-моему, вообще бесполярный. Изменилось отношение к международной безопасности. Видимо, нам придется смириться с тем, что в XXI веке мы будем жить на планете, где ядерное оружие есть почти у всех, его расползание не остановить. Понять, как на это грамотно реагировать, очень сложно. В то же время усиливаются факторы невоенной силы — эффективность экономики, использования ресурсов, в том числе людских, способность правящих кругов государства к модернизации своей экономической и политической системы. Вот этот комплекс проблем и будет составлять суть задач, решаемых в рамках новых международных отношений.
— Как вы считаете, способны ли наше государство и наша экономика решать подобные задачи?
— Россия с трудом вписывается в этот мир, и наши преимущества зачастую нивелируются серьезными проблемами, с которыми мы сталкиваемся на международной арене. Даже наш бизнес, вырвавшийся в 1990-е годы на мировой рынок и добившийся определенных успехов, имеет массу проблем — с ним научились воевать. Достаточно вспомнить недавний провал переговоров по покупке «Опеля». Выяснилось, что российский бизнес не умеет работать в условиях новых международных реалий, не владеет таким понятием, как мировая политическая экономия, не слишком ориентируется в последних тенденциях мировой политики и нередко попадает в ловушки в странах, где существуют «тяжелые» политические режимы. Поддаваясь соблазну получить легкую прибыль, наши корпорации в таких странах ввязываются в рискованные предприятия и, как результат, теряют большие деньги. Значит, им нужно учиться играть по новым правилам, и программа профессиональной переподготовки, которую мы предлагаем, вполне способна в этом помочь.
— Кого вы видите основными заказчиками программы профессиональной переподготовки?
— Мы ждем слушателей, которые готовы совершить крутой поворот в своей карьере, овладеть новыми навыками и знаниями, а также тех, кто уже на практике почувствовал нехватку знаний в области международных отношений. Для нас не имеет большого значения бэкграунд обучающихся. Важнее готовность к обучению, самостоятельной работе с литературой, в том числе на английском языке. Конечно, человеку по собственной инициативе оторваться на год от работы сложно. Поэтому хотелось бы, чтобы в реализации программы участвовали крупные компании, государственные структуры, министерства, которые имеют сегодня реальную потребность в обучении своего персонала, подготовке квалифицированных международников.
— Для этого их руководство должно, как минимум, осознавать эту потребность...
— Разумеется. Знаете, объективные потребности зачастую не совпадают с субъективным восприятием. С одной стороны, мы говорим, что кризис — это время для переобучения. Но есть и другая реальность: кризис — это время для экономии на всем. Далеко не все работодатели готовы понять, что сэкономленные на зарплатах деньги выгоднее тратить на обучение своих работников, ведь так они не просто останутся в сфере вашего влияния после кризиса, но и продолжат работу профессионалами более высокого уровня. Это ли не конкурентное преимущество? Но, увы, по старой русской традиции, персонал, люди часто воспринимаются как расходный материал. Куда больше у нас привыкли беспокоиться о материальных запасах, чем о тех, кто их производит.
— В чем заключаются основные преимущества вашей программы?
— Прежде всего, в синтезе двух ключевых направлений подготовки. Факультет мировой экономики и мировой политики и наша школа являются единственными образовательными центрами на постсоветском пространстве, которые сочетают серьезную экономическую подготовку с не менее солидной подготовкой в области международных отношений. Я убежден, что возможность стать международником, имеющим базовую экономическую подготовку, — это серьезное преимущество на рынке труда.
— Не секрет, что международные отношения — одна из наиболее политизированных сфер. Кого вы привлекали для подготовки курса? И удалось ли, на ваш взгляд, избежать при этом субъективизма?
— У каждого из наших преподавателей, что вполне естественно, свое научное мировоззрение и свои интересы. Но мы понимали, что при создании такой программы должны руководствоваться интересами слушателей, которые в течение года будут посвящать этому значительную часть своего времени. Соответственно, адекватность программы должна быть стопроцентной. Если в случае с бакалаврами у нас есть возможность для маневра, мы можем давать им знания, что называется, «на будущее», то слушателям курса профессиональной переподготовки эти знания требуются здесь и сейчас. Программа слишком интенсивная, чтобы оставлять себе право на ошибку. Поэтому и вести курс будут самые опытные наши профессора, которые, используя современные методы и формы преподавания, смогут быстро и эффективно наделить слушателей необходимой им информацией.
— Каков будет формат курса?
— График программы достаточно традиционный: три занятия в неделю. Проходить они будут в формате круглых столов, семинаров, многое будет взято из практики корпоративного обучения. Мы сознательно пошли на большую годовую программу, так как хотели обеспечить слушателей устойчивой теоретической базой. В том случае, если они уже накопили значительный опыт в международной сфере, наша задача — обобщить и систематизировать их знания.
Отмечу, что опыт работы с такими людьми крайне важен и для нас. Анализ их потребностей позволит нам не только уточнить содержание уже подготовленной программы, но и расширить спектр краткосрочных программ. «Международные отношения» — это наша база, «матрешка», внутри которой будут рождаться и другие проекты, к которым мы можем привлекать лучших отечественных и зарубежных специалистов.
Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Путь к многополярности проходит через Сибирь
В НИУ ВШЭ прошла VI Международная конференция «Мировое большинство на пути к новому международному порядку». Ученые обсудили формирование многополярного мира и место в этом новом мире Глобального Юга, сотрудничество России со странами мирового большинства, новую роль Сибири в политике поворота России на Восток, а также более тесное взаимодействие экспертов для интеллектуального наполнения новых принципов международного порядка.
«Сербы не готовы забыть события 1999 года»: каковы долгосрочные последствия натовских бомбардировок
25 лет назад гражданская инфраструктура и мирные граждане Союзной Республики Югославия оказались под авиаударами НАТО. Эти события оказали огромное влияние на страну, и до сих пор сербское общество их не забыло. Несмотря на давление Запада, Сербия отказывается вводить антироссийские санкции, и Россия остается для страны одним из ключевых торговых партнеров.
«Антимонопольное право очень важно для понимания необузданной конкуренции в международных отношениях»
В рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции НИУ ВШЭ Международный центр конкурентного права и политики БРИКС организовал трек мероприятий, посвященных антимонопольному регулированию в странах БРИКС+. Эксперты и представители госорганов отметили, в частности, необходимость налаженного сотрудничества и постоянного обмена информацией между антимонопольными ведомствами объединения.
Карин Кнайсль: «Нам нужно говорить друг с другом»
13–14 февраля экс-министр иностранных дел Австрии Карин Кнайсль прочла студентам Вышки курс истории нефтяного рынка. Ранее она выступила в НИУ ВШЭ с открытой лекцией на тему “Energy Is the Name of the Game: Geopolitics and Economics of the Energy Markets from 1911 to 2023”. HSE Daily публикует интервью Карин Кнайсль английской редакции портала ВШЭ, в котором она изложила свои взгляды на европейскую энергетическую политику, проблемы нейтралитета, кризис доверия, рассказала о личном опыте как публичной фигуры в глобальной политике и анонсировала свою новую книгу “Requiem for Europe”, которую планирует издать совместно с Вышкой.
«Любовь к Родине и преданность ей — основополагающие ценности в исламе»
В школе востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ состоялась лекция министра религиозных дел и вакфов Сирии, доктора шариатских наук Мухаммада Абдельсаттара ас-Сейида. Он рассказал студентам и экспертам Вышки о государственно-конфессиональных отношениях в республике.
ВЭФ-2022: санкции, экономические войны, суверенитет и новая глобализация
Антироссийские санкции радикально изменили глобальный мир, построенный на свободном перемещении между странами потоков товаров, финансов, инвестиций. Участники сессии Восточного экономического форума «Экономические войны как оружие подавления суверенитета», подготовленной НИУ ВШЭ, обсудили влияние санкций на политическую самостоятельность и социально-экономическую стабильность государств.
«На горизонте двух-трех лет мы ожидаем растущий запрос на то, чтобы лучше понимать Россию»
Чем занимаются специалисты-международники и где они могут работать? Какие компетенции и навыки востребованы в этой сфере сегодня? Почему важно изучать и Запад, и Восток? На эти и другие вопросы отвечает декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Анастасия Лихачева в новом выпуске рубрики «Разговор с экспертом» YouTube-канала Вышки.
Системы образования России и Китая меняются под воздействием цифровых технологий
В Высшей школе экономики начала работу вторая российско-китайская конференция «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект». Исследователи двух стран обсудили, что меняется в национальных системах образования благодаря цифровой революции и что можно позаимствовать из опыта друг друга.
«Хотим, чтобы студенты умели воспринимать другое мнение, даже если они его не разделяют»
В конце февраля и начале марта факультет мировой экономики и мировой политики ВШЭ впервые провел учебный модуль Консорциума университетов — объединения ведущих вузов России, Европы и США, в рамках которого студенты и аспиранты занимаются изучением международных отношений.
Студенты программы двух дипломов по международным отношениям показали высокие результаты на экзаменах Лондонского университета
Доля студентов ВШЭ, успешно сдавших лондонские экзамены в 2018 году, намного превзошла средний показатель по другим вузам-участникам международной программы Лондонского университета. А сама Вышка получила статус Recognised Teaching Centre.