«Работодатели низко оценивают квалификацию выпускников вузов»
Интервью участника XII Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества — Елены Николаевой, члена Общественной палаты РФ.
— Вы являетесь членом экспертной группы, работающей над Стратегией-2020 по вопросам миграционной политики, профессионального образования и рынка труда. Не могли бы вы рассказать о проблемах, с которыми сталкивается рынок труда России, связанных с рабочими кадрами и инженерным образованием?
— На последнем заседании рабочей группы экспертного совета, которое проходило в эту субботу, я делала один из докладов по вопросам подготовки кадров, по проблеме инженерных кадров и рабочих специальностей. Мы привели неутешительные цифры, которые говорят о том, что вымывание молодежи из среднего профессионального образования и начального профессионального образования в высшее образование не привело к реальному повышению квалификации специалистов и не решило проблем недообеспечения нашей промышленности теми кадрами, которые нужны.
У нас сейчас не хватает высококвалифицированных рабочих, инженеров, которые могут решать задачи модернизации экономики и создания инновационных продуктов. При этом наблюдается переизбыток кадров юристов и экономистов. Причем, основная проблема подготовки кадров состоит в том, что специалисты, которые сейчас выходят из системы высшего образования, подчас не востребованы на рынке в силу того, что работодатели низко оценивают их квалификацию. Исходя из этого нами была предложена целая система обновления этого взаимодействия между работодателями, профессиональным сообществом, образовательными учреждениями и теми системами непрерывного образования, которые сейчас уже существуют.
Например, в строительной области существует открытое отраслевое соглашение о партнерстве между Министерством регионального развития и Министерством образования и науки. В рамках него мы сейчас готовим уточненные профессиональные стандарты и пытаемся их увязать с образовательными стандартами, привлекаем соответствующие вузы и средние учебные заведения, которые в рамках этих стандартов готовят соответствующие программы по заданию работодателей. Нам удалось выстроить грамотное взаимодействие, скоординировать квалификационные требования и программные требования. Мы приглашаем к сотрудничеству в этой части Минздравсоцразвития, которое занимается программами занятости, мы приглашаем ФМС и Министерство экономического развития.
Мне кажется, системный подход на примере этой отрасли может помочь выстроить взаимодействие в сфере высшего, среднего, профессионального образования. И что важно — мы подключаем сюда образовательные центры, которые сейчас созданы на базе определенных предприятий в силу того, что предприятия не удовлетворены качеством подготовки специалистов.
Таких центров в России сейчас 38, и мы их сейчас присоединяем в качестве непрерывного образования к системе отраслевого стратегического партнерства, которая в настоящее время выстраивается. Мне кажется, что эта схема — одна из самых прогрессивных в России, и она может послужить новой базой и для развития образовательных систем, и для развития экономики в целом.
Плюс, мы предложили создать электронный паспорт профессионала, что является интересным, новым подходом в определении квалификации каждого сотрудника, в паспорт можно будет записать полученное образование, включая успехи, будь то диссертации или патенты, включить туда все дополнительные «опции». И этот паспорт является абсолютно полной информационной базой, которая позволяет работодателю более квалифицированно оценивать данного специалиста. И государство сможет занимается развитием квалифицированных кадров, их качественным трудоустройством, представленностью на рынке — чтобы мы четко понимали, какие специалисты у нас есть, каким образом они востребованы, и давали четкие ориентиры молодежи, что является на сегодня реальным трендом в развитии собственно квалификации.
— С какими проблемами вы можете столкнуться при реализации этих интересных инициатив?
— Первая проблема состоит в том, что в разрозненном предпринимательском сообществе отсутствуют четко сформулированные «постановочные» задачи, что не дает налаживать эти коммуникации. В строительной сфере нам удалось это сделать, и мы считаем, что это будет базовым прорывом. Мы видим со стороны министерств и ведомств серьезную заинтересованность и готовность к сотрудничеству. Поэтому сейчас многое зависит от того, как мы выстроим непосредственно технологию взаимодействия. Но здесь я большой оптимист.
— Какие у вас впечатления от конференции в целом, какие секции вам были интересны?
— В целом много интересных докладов. Мы понимаем, что уточнение Стратегии-2020, которая сейчас активно обсуждается на разных площадках и особенно здесь, требует серьезного осмысления. Есть спорные тезисы, есть очень интересные тезисы, но в любом случае, когда вместе собирается большое количество умных людей — это очень интересно, познавательно, именно в диалоге, дискуссии рождаются интересные идеи и эффективные алгоритмы, которые позволят выйти на достижение результатов.
Вам также может быть интересно:
В ВШЭ выяснили причины разрыва в зарплатах между выпускниками и выпускницами вузов России
Исследование Высшей школы экономики показывает: несмотря на одинаковое образование и начальные условия, разница в стартовых зарплатах между мужчинами и женщинами достигает 22%. Это связано одновременно с тем, что выпускницы учатся на менее доходных специальностях, и с тем, что идут работать в сектора с меньшими заработками, поскольку ищут более стабильные и безопасные условия труда.
Как борьба с пандемией повлияла на интерес к пособию по безработице и на уважение прав работников
Почему службы занятости до введения карантинных мер не пользовались популярностью, что в дальнейшем привлекло в них даже работающих, с какими нарушениями трудовых прав можно столкнуться — исследования по этим темам были представлены на одной из сессий XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ.
NEET-молодежь: что происходит, когда не хватает добросовестности, эмоциональной стабильности и упорства
Высшее образование становится более востребованным, когда развиваются технологии, замещающие рутинный труд, и ИТ-сектор сегодня уже формирует повышенный спрос на специалистов. При этом часть выпускников вузов не учится и не работает, а в целом в группе «свободной» молодежи около трети живет в бедности, как и их родители. Об этом шла речь на сессии XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ, посвященной человеческому капиталу и заработной плате.
Владимир Гимпельсон рассказал о четырех must have для молодого специалиста
Рынок труда никогда не будет прежним, рассуждали эксперты и игроки рынка в разгар пандемии. Однако изменения оказались менее существенными, чем ожидалось. В чем уникальность сегодняшнего кризиса, почему уровень безработицы быстро вернулся к докарантинным значениям, стоит ли бояться роботизации, за что «штрафуют» старшие поколения и к чему готовиться молодым? На эти и другие вопросы YouTube-канала Вышки ответил Владимир Гимпельсон, профессор факультета экономических наук, директор Центра трудовых исследований ВШЭ.
Рынок труда и пандемия: как сработали меры поддержки
Подстройка рынка труда к кризису во многом оказалась эффективной, система смогла переварить новые вызовы. Однако круг получателей пособий мог быть шире, а главный недостаток мер поддержки занятости — отсутствие обязательств компаний перед работниками. Центр трудовых исследований (ЦеТИ) и Лаборатория исследований рынка труда ВШЭ провели совместный онлайн-семинар «Меры пассивной и активной политики на российском рынке труда».
Апрельская конференция пройдет в распределенном формате
11 марта Ученый совет НИУ ВШЭ принял решение обеспечить участникам Апрельской конференции возможность представить свои доклады на распределенных заседаниях секций или в дистанционном режиме. О том, почему такое решение было принято, и что подразумевается под «распределенным форматом», рассказывает заместитель руководителя Программного комитета конференции Лев Якобсон.
Профессии в тренде: как Вышка отвечает на вызовы будущего
Рынок труда постоянно меняется. На кого учиться, чтобы выйти из вуза со знаниями и навыками, востребованными не только в современных реалиях, но и как минимум через четыре-шесть лет? Как определить, насколько та или иная профессия будет востребована в будущем? Что может послужить базой для создания списка профессий, которые продолжат быть востребованными и в России и в мире? В нашем спецпроекте эксперты ИСИЭЗ ВШЭ отвечают на эти вопросы через анализ глобальных трендов.
Правила успешного фриланса. Как побеждать в конкурсах на бирже удаленной работы
Шансы фрилансера получить конкурсный контракт могут снижаться до 0,1% и взлетать до 40%. Социологи ВШЭ изучили от чего это зависит. IQ.HSE переложил выводы ученых в инструкцию: как существовать на бирже, чтобы оказываться в выигрыше.
Тест: работа мечты существует? Какие трудовые условия соблазняют миллениалов
HR-специалисты охотятся за молодыми творческими работниками. А те меняют фирмы как денди — перчатки. Почему так происходит? Ольга Котомина из ВШЭ по итогам опроса креативщиков в возрасте 19–35 лет выделила пять характеристик идеального рабочего места. На их основе редакция IQ.HSE составила быстрый тест.
Ярослав Кузьминов — о развитии высшего образования в условиях цифровизации
В течение ближайших 10 — 15 лет рынок труда полностью изменится под воздействием цифровой революции. Чему и как нужно учиться в условиях быстрого обновления профессий и технологий на рынке квалификаций? Как выжить вузам в условиях распада традиционных методик преподавания? Когда ждать появления массовой индивидуализации образовательных траекторий? Ответы на эти и другие вопросы — в лекции ректора НИУ ВШЭ.